Учебные программы
.png) !important">

Программы обучения по предметам:

Сольфеджио

Сольфеджио является одним из главных предметов, изучаемых в Певческой школе. 
Задачами дисциплины являются развитие музыкального слуха учащихся, умение чисто интонировать, слышать, ориентироваться в тональности. Курс обучения рассчитан на 3 года, по 2 академических часа в неделю (не сдвоенные). Мы начинаем заниматься сольфеджио с «нуля», но двигаемся очень быстро: за 3 года проходим почти всю пятилетнюю программу музыкальной школы. 

1-й курс.
На первом курсе начинаем изучение нот, длительностей, размеров; в первом семестре - тональность «До мажор»: гамма, ступени (устойчивые и неустойчивые), разрешение неустойчивых ступеней, опевание; пение терций, кварт на всех ступенях вверх и вниз; тоническое, субдоминантовое, доминантовое трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, простейшие аккордовые цепочки; музыкальные номера с размерами 2/4, 3/4, 4/4 (номера изучаем по сборнику Баевой и Зебряк «Сольфеджио 1 и 2 классы» и по сборнику Калмыкова и Фридкина «Одноголосное сольфеджио» 1-7 классы). В результате обучающиеся должны научиться определять на слух ступени и аккорды, писать мелодические диктанты, строить и определять на слух интервалы от примы до октавы, консонансы, диссонансы; тритоны определять на слух по разрешению. Также материалом первого семестра являются знаки альтерации, последовательность диезов и бемолей; определение тональностей по знакам альтерации, определение знаков альтерации по тональности. 
Во втором семестре изучаются тональности «Соль мажор», «Фа мажор», «ля минор» (натуральный и гармонический), «ми минор» , «ре минор». К изученному ранее добавляется доминантсептаккорд с разрешением во всех пройденных тональностях: необходимо научиться его строить, петь, определять на слух. Также учимся определять на слух виды минора, цепочки аккордов. Присоедяем аккорды: мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное трезвучие; мажорные и минорные секстаккорды, квартсекстаккорды – все перечисленное учимся строить, петь от звуков вверх и вниз, определять на слух. Определяем тон аккорда (прима, терция, квинта), 3-х голосные, 4-х голосные аккорды. 

2-й курс.
На втором курсе изучаем тональности: «Ре мажор», «си минор» (натуральный, гармонический, мелодический вид), «Си бемоль мажор», «соль минор», «Ля мажор», «фа диез минор». Во всех пройденных тональностях учимся строить, петь, определять на слух обращения доминантсептаккорда с разрешениями. Также начинаем строить, петь с разрешением, определять на слух тритоны в мажоре и в миноре; характерные интервалы гармонического минора (увеличенная секунда, уменьшенная септима). Добавляем по аналогичной схеме изучения септаккорд II ступени с 2-мя разрешениями. Все тональности сопровождаются изучением номеров по указанным сборникам. Присоединяем построение от звуков и пение доминантсептаккордов и их обращений от всех звуков. Изучаем буквенное обозначение тональностей. 

3-й курс.
На треьем году обучения проводится изучение тональностей: «Ми бемоль мажор», «до минор», «Ля бемоль мажор», «фа минор», «Ми мажор», «до диез минор»; «Си мажор» (натуральный и гармонический), «соль диез минор». Вводится построение и пение тритонов и характерных интервалов (увеличенная секунда, уменьшённая септима, увеличенная квинта, уменьшенная кварта) в гармоническом мажоре. Добавляем вводный септаккорд с двумя разрешениями в миноре и мажоре. Изучаем прерванный оборот (доминантсептаккорд, трезвучие VI ступени). К пению номеров, помимо предыдущих сборников, добавляем сборник Ладухина «Сольфеджио» с ритмическими и интонационными сложностями; пение секвенций. Определяем на слух (помимо всего ранее изученного) всех видов септаккордов с разрешениями и без разрешений; а также определяем тональности септаккордов, знаки альтерации всех тональностей. 
Изучение каждой темы на всех курсах завершается зачетом. Скорость прохождения материала зависит от уровня базовой подготовки и усердия обучающихся. 
По окончании курса «Сольфеджио» учащиеся должны иметь хорошо развитый мелодичес-кий и гармонический слух, чистую интонацию пения; легко ориентироваться в тональности, быстро выучивать новый мелодический материал. 

Церковно-певческий обиход

Это основная часть профессиональной подготовки учащихся Певческой школы, которая помогает овладеть объемом знаний и навыков, необходимых для церковно-практической деятельности будущих певчих. 
Цель курса – овладение основами системы Осмогласия Русской Православной Церкви, что позволит будущему певчему свободно ориентироваться в основных образцах определенных напевов и распевать по примеру этих образцов должные богослужебные тексты. 
Курс обучения рассчитан на 3 года. 
  
1-й курс. 
изучение и освоение певческого материала общеупотребительной части системы Осмогласия – тропарные гласы (первое полугодие), стихирные гласы, запевы к ним (второе полугодие). 
2-й курс.  
ирмосные гласы (первое полугодие), системы монастырских подобнов (второе полугодие). 
3-й курс.
ознакомление с некоторыми образцами древних роспевов – знаменный роспев: догматики, степенны, задостойники (первое полугодие); греческий, киевский и другие роспевы (второе полугодие). 
По окончании курса учащийся будет твердо знать структурные особенности партитур (мелодически ведущая партия, основные приемы гармонизации и т. д.), а также будет свободно ориентироваться в осмогласной системе, т. е. сумеет распеть без подготовки любой предложенный певческий богослужебный текст.

Литургика

Помимо необходимых практических предметов (обиход, хоровое пение и др.) певчим необходимы основные знания о значении и структуре богослужения в Православной Церкви. Певец никогда не сможет совершать свое служение на клиросе, если не будет иметь представления о православной вере, Таинствах и о том, зачем вообще богослужение существует. Об этом и будет идти речь на наших занятиях по Литургике. 
Курс обучения рассчитан на 2 года. 
  
1-й курс.
В первом полугодии мы изучаем общие темы, связанные с устройством богослужения в Православной Церкви: дается понятие о таинствах, суточном богослужебном круге, кругах праздников, богослужебных книгах, жанрах богослужебных текстов, знаках праздников Месяцеслова. Затем более подробно изучаем последование Литургии. 
Во втором полугодии: будничное и воскресное богослужение, их тексты и значение. Более подробно проходятся службы вечерни и утрени в будничном и праздничном вариантах. 
2-й курс.
великие праздники Месяцеслова и их богослужение; период пения Постной Триоди: приготовительный период к Великому посту, сам Великий пост – воскресные, субботние и будние дни (первое полугодие); Страстная седмица и Пасха, период пения Цветной Триоди (пасхальный период и следующий за ним): праздники, воскресные и будничные службы этого периода (второе полугодие). 
По окончании обучения учащиеся должны уметь отличать Таинства от служб суточного богослужебного круга; знать, как строится служба Божественной литургии, вечерни и утрени в праздничном и будничном вариантах; иметь представление о кругах праздников, основных жанрах церковных чтений и песнопений и хотя бы частично уметь пользоваться богослужебными книгами. 

Церковнославянский язык

Язык богослужения Православной Церкви – церковнославянский. Поэтому для церковно-практической деятельности будущим певчим необходимо освоить весь комплекс грамматики, основы синтаксиса, познакомиться с основными языковыми оборотами. 
Цель курса – научить будущих певчих читать богослужебный текст без ошибок и понимать основные тексты, которые звучат в храме. Сложные для понимания тексты (например, псалмы или каноны некоторых праздников) невозможно научиться понимать за 2–3 года обучения, но наша задача – дать учащимся направление, чтобы выпускник Певческой школы со временем, используя свои знания и специальную литературу, мог постепенно освоить и этот материал. 
Курс обучения рассчитан на 2 года. 

1-й курс.
В первом полугодии осваиваем алфавит, надстрочные знаки, правила правописания, основные глагольные формы (настоящее время, аорист, простое и сложное будущее), некоторые особенности склонения существительных; дательный самостоятельный оборот. С первых же уроков начинаем читать Евангелие, а в ноябре уже читаем и переводим стихиры праздников Рождества Христова и Введения, предварительно познакомившись с особенностями гимнографических текстов и повторив, какие в Ветхом завете встречаются прообразы Пресвятой Богородицы. 
Во втором полугодии: существительные (1, 2, 3 тип склонения), местоимения и наречия; причастие, глагольные формы имперфекта и перфекта; двойной винительный оборот. Учимся составлять несложные предложения. Читаем тексты из служб Богоявления и Сретения, Постной и Цветной Триоди. Учимся воспринимать текст на слух – читаем одно из житий святых. 
2-й курс.
В первом полугодии: причастия, числительные и прилагательные. Переводим предложения с русского на церковнославянский. Читаем канон праздника Воздвижения Креста и толкование к нему. Некоторые тропари канона предваряем чтением отрывков из Ветхого завета, содержащих прообразы Креста Господня. 
Во втором полугодии: 4 тип склонения существительных, глагольная форма плюсквамперфект, сослагательное наклонение; двойной именительный и некоторые другие синтаксические обороты, продолженные формы. Читаем каноны праздников, некоторые псалмы и толкование к ним. Воспринимаем на слух житие Кирилла и Мефодия. Составляем предложения и тексты. 
По окончании обучения учащиеся должны читать тексты осмысленно и без ошибок (в течение двух лет мы проводим несколько служб, на которых ученики читают), а также уметь составить предложение на церковнославянском языке, используя нужные грамматические формы и синтаксические обороты, правильно его оформив (правописание, надстрочные знаки).





Икона дня и календарь


Виртуальный тур по храму Благовещения
Виртуальный тур